Все оборотни и фера владеют Дарами - способностями, которые они получают от духов.
Мир духов готов поделиться многими тайнами с оборотнями и другими меняющими форму. Согласно древнему договору, духи обучают Гару волшебным способностям, называемых Дарами. Дары позволяют оборотням фокусировать спиритическую энергию для воздействия на Единство. Различные племена, покровительства и даже породы учат различные Дары. У каждой группы есть свои тайны и уникальные контакты с духами.
Дары разделяются на уровни. Первый уровень Даров – самые слабые, разучиваемые неопытными щенками; пятый уровень – самые великие тайны, даруемые неоднократно испытанным героям. Начальные персонажи получают по одному Дару от породы, покровительства и племени. В процессе создания персонажа игроки могут за свободные очки приобретать дополнительные Дары.
По мере получения персонажем опыта, он может приобретать новые Дары. Однако персонаж должен иметь ранг равный уровню Дара, иначе он не имеет права учить его. По ходу игры оборотень может учить Дары остальных пород, покровительств и племен, если сможет найти учителя. Однако такие Дары стоят дороже.
Оборотень должен попросить духа обучить своей силе или заручиться помощью старейшины, который вызовет духа и попросит за своего ученика. Дух будет преподавать Дар, если он дружелюбен к Гару. Духи никогда не преподают Дары высокого уровня тем, у кого ранг недостаточно высок.
Чтобы оборотню выучить Дар, сначала надо найти нужного наставника. Обычно для этого необходимо найти каэрн, чей уровень выше или равен уровню требуемого Дара. Традиции предписывают поступать именно таким образом. Вызов духа в могущественном каэрне – это знак уважения. К сожалению, в современном мире остается мало места таким благородным жестам, несмотря на то, что сказали бы Серебряные Клыки. Так как осталось мало могущественных каэрнов, лучшее, что может сделать оборотень – обратиться к уважаемому Теургу с просьбой вызвать конкретного духа и умиротворить его особым обрядом. В Конце Времен молодые Гару вынуждены самостоятельно отправляться в Умбра на поиски духа-наставника. Опасность этой практики очевидна. Неопытный оборотень может вызвать гнев у духа в его жилище, что является довольно глупой идеей. Духи настороженно смотрят на неуместные запросы.
У каждого духа есть определенное число Даров, которым он может обучить Гару (примерный перечень можно увидеть в Приложении). Они не единственные, кто может научить этим Дарам. Более могущественные и разносторонние духи могут иметь более широкий перечень Даров. Рассказчик может решить, что определенный Дар может преподать другой дух. Изучение Дара – превосходная возможность для ролевого отыгрыша, и игроки должны понять, что помимо Дара, можно получить союзника. Рассказчик должен умело организовать встречу с духом. Книги о животных могут быть очень полезными, особенно при описании их необыкновенных способностей.
Оборотни могут сами обучать Дарам других Гару. Дух, передавая знание о Даре, полностью сливается со своим учеником и разделяет вместе с ним свою силу. Этот процесс недолог и занимает час, максимум – ночь. Но когда оборотни пытаются друг другу преподавать Дары, это занимает больше времени. Члены стаи, кажется, учатся быстрее, но этот процесс идет с длительной практикой и многочисленными неудачами, прежде чем оборотень освоит Дар. В лучшем случае это занимает лунный месяц (по истечению которого игрок тратит опыт и персонаж получает Дар). Персонажи в таком случае тратят дополнительное очко опыта, чем обычно.
Недостатки этого метода значительны. Изучение Дара наподобие Серебряных когтей может быть очень болезненным. Ученик может мучиться долгие ночи, пока сжигающий его плоть Дар не будет взят под контроль. Применение такого Дара иногда весьма рискованно. Несмотря на эти препятствия, молодые стаи учат друг друга, не беспокоясь о смешении линий пород, покровительств и племен.
Такое беспорядочное обучение не прошло незамеченным от старейшин. Многие септы имеют законы, запрещающие получения Дара кроме как от духов. К таким Дарам, например, относится Зов Вирма, который привлекает существ Врага. Септу не нужны неуправляемые твари, вызванные ученической практикой. Более традиционные племена, типа Серебряных Клыков или Черных Фурий имеют больше запретов (горе молодой Фурии, раскрывшей племенные тайны мужчине-Потомку Фенрира). Кроме того, времяпровождение между преподавателем и студентом может вести к «загрязнению» племенной этики. Если они противоположных полов, старейшины опасаются, что эти уроки поощряют нарушения Наставления.
Однажды выученный, Дар не может быть забыт; этот особый талант становится частью оборотня также как способность говорить или завязывать шнурки. Однако Теурги предупреждают, что Инкарна и Целестины могут лично аннулировать Дары, преподанные их слугами, если решат в необходимости личного вмешательства.
Обряды (Ритуалы)
Обряды – внешнее выражение ритуалов и торжеств Гару. Обряды формируют и укрепляют духовные и социальные связи, которые объединяют Гару друг с другом и самой Геей. Эти узы, сформированные обрядами, звучат в душах всех Гару. Многие оборотни утверждают, что без постоянной практики таких обрядов Гару потеряют связь с Матерью Землей. Таким образом Теурги предупреждают, что Гару может стать чем-то меньшим, чем он есть и, возможно, вернуться в состояние человека или волка вместо избранного Геей.
Обряды функционируют благодаря особой связи оборотней с миром духов. Гару обращаются к обязательству с духами Геи для исполнения обрядов. В начале времен перевертыши заключили великий договор – Пакт – с духами Геи. Взамен вассальной преданности и службы оборотней духи наполнили обряды меняющих форму сверхъестественными возможностями. По этой причине, никто, кроме меняющих форму, не сможет исполнить обряда и получить ожидаемое. Духи будут глухи к взываниям, если у них нет обязанности это делать. Эти отношения уникальны для Гару и других Фера, и обряды становятся священным правом и привилегией для них – и только для них.
Через обряды Гару ткут социальную, эмоциональную и религиозную сеть, соединяющей оборотня с оборотнем, стаю – со стаей, племя – с племенем. Когда Серебряный Клык встречается с Черной Фурией или Молчаливый Странник встречается с Гуляющим по Стеклу, обряды предков позволяют им найти общие точки соприкосновения. Даже простой Обряд Раскаяния предотвратил множество яростных споров и насилие среди встретившихся оборотней разных стай и племен.
Обряды также дают племенам и стаям свободу самоопределения и возможность развивать свои уникальные роли в защите Геи. Часто племена и многие уединенные септы практикуют собственные обряды и вариации общераспространенных обрядов. Шумная и кричащая суматоха Обряда Пробуждения Духа Фианна лишь формально похожа на мрачный и вдумчивый обряд Повелителей Тени с таким же названием, хотя сущность и цель этих обрядов те же самые.
Обряды имеют магический и религиозный подтекст, и служат одновременно социальным и мистическим целям. Большинство обрядов можно исполнять и в Умбра, и в физическом мире. Когда молодого щенка учат обрядам, Гару объединяют обряды по типам того, как они служат Гару и Гее. Обряды гармонии, обряды каэрна, обряды смерти, мистические обряды, обряды смерти, обряды известности, сезонные обряды и малые обряды – вот основные типы, которые практикуют Гару. Для успешного проведения требуется выполнить основные требования для каждого из типов обрядов.
У оборотня есть потенциал выучить любой обряд. Все, что надо ему надо сделать – найти учителя. Покровительство Гару обычно предопределяет, какие обряды ему предпочтительнее учить (см. Роль покровительств). Большинство опытных Гару благосклонно относятся к просьбам обучать обрядам. Не секрет, многие молодые оборотни считают обряды устарелыми и излишне сложными, что тревожит старейшин. Многие новые стаи не в состоянии увидеть важность обрядов и предпочитают тратить свое время на обучение тем вещам, которые дают более «быструю» отдачу. Однако те же самые «серые шкуры» критикуют молодых волков, которые настаивают на обновлении и индивидуализации обрядов под нужды стаи.
Мастер обряда обычно возглавляет группы Гару, исполняющих обряды. Эти обряды обычно великие церемонии, проводимые в каэрне с соблюдением множества традиций и объединяющие многих в одно целое. Это и есть та самая социализирующая функция обрядов. Большинство обрядов требует присутствия по меньшей мере трех Гару, но в одиночку можно исполнить некоторые малые и мистические обряды. Многие древние септы не одобряют практику исполнения обрядов без общего собрания.
Обряды требуют хорошей концентрации и умения со стороны исполняющего. Обряд занимает по меньшей мере 10 минут на уровень, но малые обряды требуют от двух до пяти минут. Почти всегда для обряда требуется какая-либо безделушка или специальные компоненты. Основные требования для основных категорий приведены в списке ниже.
Задача мастера обряда состоит в том, чтобы выполнить все условия и убедиться в полной готовности всех Гару, участвующих в обряде. Игрок или Рассказчик делает бросок, чтобы определить успешность обряда. Количество кубиков и сложность может варьироваться с каждым обрядом. Рассказчик может уменьшать сложность броска, если мастер обряда и участвующие персонажи отлично выполнили предписания обряда (то есть, игроки хорошо отыграли сцену).
За каждых пятерых дополнительных Гару помимо требуемых (напомним, трех), участвующих и помогающих исполнять обряд лучшими своими способностями (в дополнении к мастеру обряда), сложность уровня обряда уменьшается на один (минимум до 3).
Считается, что обряды – истинный путь для поддержания естественного порядка. Они часть мировой работы всех вещей. Оборотни полагают, что выполненный должным образом обряд даст нужный эффект, как ученый из причины вводит следствие. Если бросить камень, он упадет; если исполнить обряд как это завещали делать предки, то наступит желаемый эффект. Однако некоторые обряды требуют Гносиса. Эти обряды – особо мощные возмутители естественного порядка.
Старейшины племен, сами преподающие обряды, выучили их от своих старейшин, которые тоже учили обряды у своих старейшин, и так в тьму веков. Чтобы получить знание (и молчаливое разрешение), чтобы исполнить обряд, молодому оборотню надо сначала обратиться с просьбой к старейшине, имеющему это знание. В подавляющем большинстве случаев старейшина запрашивает с ученика плату (в виде талисманов). Количество талисманов разнится от сложности обучения (уровня обряда) и отношения старейшины к юнцу (совокупность ранга и отыгрыша). Старейшина может назначить вместо (или в дополнение) пожертвования талисмана определенную службу. Служба может быть как обеспечение старейшины свежим кроличьим мясом и икрой в течении трех полных лун, так и выслеживание и перегрызание горла незначительного врага старейшины. В любом случае, сложность службы прямо пропорциональна силе и важности обряда, который молодой волк желает выучить.
Разучивание обряда – продолжительное действие. Гару должен иметь познание Ритуалы не менее уровня разучиваемого обряда; персонаж с Ритуалами 3 не может овладеть четвертым уровнем обрядов. Он должен потратить время – не менее недели на уровень требуемого обряда (3 дня – для малых обрядов) – со старейшиной, знающим обряд. Игрок делает бросок Интеллект+Ритуалы (сложность равна 10 – Интеллект персонажа). Количество требуемых успехов равно уровню обряда. Ученик может делать всего один бросок за период обучения (1 неделя – для обрядов первого уровня, 3 недели – для третьего). Если студент провалил бросок, он может потратить один ПСВ для продолжения обучения. Критическая неудача означает, что он еще не готов постичь это знание. Персонажу потребуется ждать по крайней мере три полных лунных цикла, или попробовать повторить обучение, когда жизненного опыта будет больше.
Персонаж может начать игру с уже имеющимися обрядами, приобретая дополнение Обряды. Впоследствии остальные обряды должны быть выучены через отыгрыш, их нельзя приобретать за очки опыта.
Персонаж может попытаться провести обряд, в котором уже принимал участие, но которого не знает. Само собой разумеется, он имеет небольшой шанс успеха. Трудность такого обряда на 3 выше обычной, и игрок должен потратить вдвое больше Гносиса, если такая трата нужна. Кроме того, старейшины видят эти попытки нелепыми и даже кощунственными. Исполнение невыученного обряда в присутствии старейшины уменьшает Честь или Мудрость Гару в глазах его септа.
Наконец, возможно – но невероятно трудно – создать новый обряд. Это очень серьезное действие, так как потребуется убедить значимую часть мира духов в необходимости нового обряда, и вызванные духи должны наделить новый обряд силой.
Не все Гару способны возглавить проведение Великих Обрядов. Многие довольствуются знанием малых обрядов и общим знанием об остальных, которые для них представляют ценность. Традиционно же Гару рассматривают рожденных под определенным покровительством как заслуженными мастерами обряда своего племени. В частности, Теурги и Филодоксы занимают такие позиции с тех пор, как пришли в септ еще юными щенками. Это почти неслыханное дело, когда Гару этих покровительств не владеют навыками исполнения обрядов. Вообще, Теурги предпочитают постигать мистические обряды, сезонные и обряды каэрна, а Филодоксы традиционно разучивают обряды гармонии и наказания.
Нельзя сказать, что оборотни иных покровительств не учат обряды или редко их проводят. Галлиарды обычно проводят обряды смерти и известности. Рагабаши и Аруны тоже учат и проводят обряды, но септ обычно неодобрительно смотрит на такое поведение, если отсутствует особая причина такому Гару возглавить проведение обряда. Например, Арун может вести боевую часть в Обряде Первой Крови после первого сражения новичка. Не стоит забывать, что отдельные стаи часто (но не всегда) более гибко трактуют традиции, доверяя исполнять обряд тому, кто его проведет лучше всего, а не следуя закостенелым традициям. Любому Гару позволяется изучать мистические обряды независимо от покровительства.