Общество Леопольда сегодня
За века с момента своего основания Общество Леопольда стало грозной организацией. Это старейшее официальное объединение охотников на ведьм, способное обратиться к семи столетиям опыта. В дополнении к этому опыту Общество не было образованно в вакууме; его основатели были наследниками традиций и административного наследия Римской Католической Церкви – одного из самых старейших учреждений мира.
Общество и Понтифик
Общества Леопольда уже давно имеет необычные отношения со Святым Престолом. Леопольд из Мурнау первый, кто продемонстрировал свое влияние на Папу; Шпренгер и Крамер проследовали по его шагам, когда они организовывали модернизацию Общества. Однако после них любое влияние или рекомендации стали более тонкими, так как Общество начало внедрять свои побеги в здание церкви. Очень немногие понтифики когда-либо знали, как много их проверенных советников и коллег были либо тайными членами, либо очень убежденными сторонниками Общества.
Сейчас Общество действует всецело автономно от желаний и власти Папы. Когда в 1908 году Общество было освобождено от юрисдикции Папы, все известные Ватикану архивы Общества также перешли во владения Общества.
Пий был осторожен в своих действиях; он знал, что «современная» эпоха может быть нерасположена принять миссию Общества Леопольда, поэтому он обеспечил, чтобы связь с Обществом, начиная с его срока пребывания в должности, проходила только через него, как координационный центр для ученых-оккультистов. Некоторые чиновники Ватикана в недавнем прошлом подозревали правду, но ни один не огласил свое мнение.
Общество решает в зависимости от конкретного случая сообщать ли каждому последующему Папе истинную миссию Общества, и как обширно такое знание должно быть. Генерал-Инквизитор, в конечном счете, единственный несет ответственность за такое решение. Некоторые понтифики реагировали более благосклонно, чем другие, на откровение о том, что общество охотников на ведьм все еще функционирует. В конце 1970-х гг. один Папа неофициально встретился с текущим Генерал-Инквизитором Общества. Встреча, согласно слухам, прошла неудачно; была ли внезапная смерть понтифика, спустя всего 34 дня после его вступления в должность, каким-либо образом связана с результатом встречи еще предстоит выяснить.
Неизвестно, осведомлен ли текущий Папа об истинной природе Общества, но Общество в целом считает, что он был проинформирован; как много ему известно, можно только догадываться.
Призыв
Становление членом Общества Леопольда рассматривается как самое святое призвание. Это не легкий поступок; это объявление о призвании свыше, и претворение в жизнь определенного священного долга. Однако, это куда сложение, чем просто взять распятия и факелы.
Вступление
Как именно человек присоединяется к Обществу Леопольда? И, что еще более важно, как он узнает о них? Конечно, не существует никаких рекламных объявлений по этому поводу в местных католических газетах или церковных досках объявлений.
Самый распространенный способ обнаружения Общества – это случайное открытие. Возможно, инквизитору приходиться спасать потенциальную жертву от сверхъестественного существа или, как временами случается, группа охотников на ведьм может случайно столкнуться с инквизиторами в ходе своей деятельности. В другом случае, Общество пристально наблюдает за членами Церкви – подобно мирянам, семинаристам и священникам – которые кажутся сочувствующими делам Общества.
Часто отставные инквизиторы выбирают должность преподавателя учебного заведения, приходского священника или общественную должность, что позволяет им быть в центре местных новостей. Эта сеть информаторов сообщает о перспективных людях местному Настоятелю провинции, который после этого посылает инквизитора, чтобы провести более всестороннее изучение подноготной и квалификации потенциального новобранца.
Такое расследование, как правило, проводится издалека: наведение справок о прошлом человека, иногда осторожные разговоры с бывшими товарищами. После основательной проверки вербовщик проводит консультации с Настоятелем провинции, отчитываясь ему о полученных сведениях, и дает рекомендации. Настоятели провинции нечасто идут против решения вербовщика, даже если они имеют возможность сделать это. Если возможного новобранца посчитают достойным рекрутировки, то, вероятно, один или несколько членов Ценакулума присоединятся к контакту с новичком, организуют тайную встречу и пригласят человека присоединиться. Имя Общества Леопольда никогда не упоминается, пока человек не будет рекрутирован.
Идеал инквизитора
Существует немного четких правил, чтобы определить, является ли объект «компетентным» для членства. Ясно, что Общество требует, чтобы полноправные члены были, по крайне мере номинально, членами Римской Католической Церкви. Однако параллельно для представителей других конфессий открыто частичное членство (хотя обычно, только для Протестантов); такое частичное членство позволяет инквизитору получить доступ к активам Общества и некоторым ресурсам, но исключает его из иерархии. Для многих инквизиторов, которые живут, посвятив себя охоте, (или, кто просто не живет достаточно долго для длительной карьеры, чтобы это имело значение) это больше, чем достаточно. Помимо принадлежности к церкви важнейшими качествами, которые ищет Инквизиция, являются рвение и преданность. Жизнь охотника на ведьм не для бесхарактерного, робкого или неверующего: инквизиторы – это воины Христа и члены армии Небес. Преданность – это второй важнейший элемент, в котором нуждается инквизитор: преданность руководству, преданность товарищам и преданность делу. Не ошибитесь: Инквизиция – это одной частью монашество, одной частью армия.
Бернард Ги как-то писал, что, по его мнению, является характеристиками идеального инквизитора в «Practica Inquisitionis Heretice Pravitatis» («Проведение расследования еретических злодеяний»):
«Инквизитор должен быть верным и стойким среди опасностей и бедствий, и даже в смерти. Он должен быть готов страдать ради справедливости, не бросаться опрометчиво в опасность, и не отступать постыдно в страхе, поскольку такая трусость ослабляет моральную стойкость… Он должен воздерживаться от излишне снисходительного отношения, которое вырождается в безнравственность…
Пусть он будет осторожным в сомнительных случаях, чтобы не верить всему, что кажется правдоподобным, слишком легко, поскольку такое не всегда верно; с другой стороны он не должен упрямо отвергать веру в то, что может казаться невероятно, поскольку такое часто истинно».
Сегодня эти слова все еще звучат актуально.
Состав
В ранние годы Инквизиции все члены Общества Леопольда были клириками. Первоначальные основатели были почти полностью Доминиканцами, и они стремились принимать в члены исключительно собратьев-доминиканцев. Как бы то ни было, разнообразные другие религиозные ордена, в конечном счете, также привнесли своих членов, в том числе Францисканцы и Иезуиты. Распространенным заблуждением среди охотников на ведьм является то, что Иезуиты преобладают в Обществе Леопольда. Иезуиты публично более известны (подобно печально известному экс-иезуиту Салливану Дейну), но они не являются большинством, не являются движущей силой Общества.
Женщины в Инквизиции
Когда Леопольд создал свое Общество, все его члены были мужчины. Иногда редкие монахини могли присоединиться к нему и его последователям в их миссиях, но женщинам, как правило, отводилась роль целителей – особенно Сестричеству Клэр. Несмотря на то, что Орден Святой Жанны оказался столь же эффективным, как и Инквизиторы-мужчины, только в 15-ом столетии, при перестройке Общества, женщинам предоставили полноправное членство в Обществе. Этот шаг долго избегали, но так как женщины-инквизиторы (особенно Александра из Палермо) доказали свою значимость, женщины были неохотно допущены в его состав.
Конечно, старые убеждения сохранялись, и женщин не продвигали по карьерной лестнице активно в Обществе. Однако, в начале XX века в связи с тем, что Общество оказалось перед кризисом членства, женщинам, наконец, разрешили играть более важную роль. В настоящее время Общество Леопольда является неожиданно более передовым, чем основная Католическая Церковь: женщины получают равное с мужчинами положение и занимают властные должности. За последние 75 лет две женщины даже занимали пост Генерал-Инквизитора.
Миряне
Общество сейчас также допускает в свои ряды мирян, тех, кто не принял иных религиозных или монашеских обетов в Католической Церкви. Этот акт был серьезно рассмотрен в деталях, обсужден и, наконец, был решен в середине XX века. Хотя священники и монахи составляют большую часть ордена в Европе, почти три четвертых Общества в Америке – это миряне. Фактически, в этом отношении Общество, что странно, более прогрессивно, чем сама Церковь.
Послушничество
Независимо от метода, используемого для вербовки в члены Общества, всех инквизиторов ожидает Послушничество, или обучение и выбор дальнейшей специализации. Каждый новичок выбирается более опытным инквизитором, который становится наставником будущему инквизитору. Во время Послушничества инквизитор обучается истории (в том числе, историческим предпосылкам), церковной иерархии и философии Общества Леопольда. Послушничество может проходить в родном городе инквизитора, если достаточно ресурсов. Обычно, новичок проводит, по крайней мере, непродолжительный период времени в обществе Настоятеля провинции, где бы Настоятель провинции не находился. Хотя каждому члену Общества предоставляется наставник, у некоторых отношения становятся ближе, чем у других. Как правило, авторитет и положение наставника могут оказать определенное влияние на прием его ученика в Общество.
Послушничество – это время, когда инквизитор узнает так много о сверхнатуралах, сколько Общество готово рассказать начинающему: основные истины о существовании колдунов, вампиров, вервольфов и других зловредных личностей, как они понимаются Обществом, а так же изучение архивов известных охотников на ведьм. Так же изучаются основы специальных знаний охоты на ведьм, в том числе развиваются определенные навыки, необходимые в работе инквизитора.
Не существует ни установленного времени, ни даже определенного режима предназначенного для Послушничества инквизитора. Различия основываются как на склонностях и учебных способностях новичка, так и на мнении наставника новичка. Оно колеблется в широких пределах, от такого короткого срока как месяц, до такого длительного, как год. Некоторые Послушничества могут сосредотачиваться на изучении истории, в то время как другие могут быть направлены на подготовку к физическим проблемам охоты на ведьм (методики стрельбы из огнестрельного оружия, рукопашный бой и т.д.). Во время Послушничества его не допускают к активному участию в охоте на ведьм; такие вещи, как правило, слишком опасны для плохо подготовленного человека. Однако некоторые новички делают это, берут в руки оружие, или с согласия, или против желаний своих наставников.
Когда новичка считают достаточно обученным, он принимает обеты послушания и верности Обществу (и удивительно, не Католической Церкви) и получает звание Терциария. После признания Обществом нового Терциария, карьера инквизитора готова начаться.
Сестринство Святой Клер
Святая Клер была в XIII веке монахиней и членом ордена Бедствующих Кларисок (Order of Poor Clares), группы францисканских монахинь, верящих в абсолютную бедность для того, чтобы способствовать богатству Бога. Клер и ее сестры последовали примеру основателя своего Ордена, приняв обет полной бедности. Вера делалась сильнее в их Монастыре, а Клер и ее монахини были известны как великие целительницы.
Однажды Леопольд и его ученики посетили монастырь Клэр, израненные и обессилившие от столкновения с вампиром. Они заночевали в амбаре монастыря, а их раны были вылечены монахинями Клэр. Они были настолько впечатлены той верой, которую они увидели, что Леопольд предложил Клэр и ее монахиням присоединиться к ним в их крестовом походе. Монастырь согласился помогать Леопольду, но только в качестве целителей Общества. Несколько избранных Бедствующих Кларисок присоединились к охоте, но большинство ограничились управлением госпиталями для инквизиторов. В течение длительного времени, последователи Клэр склонялись думать о себе, как о своем собственном Ордене и они переименовали себя в Сестричество Святой Клэр.
Когда в XV веке Инквизиция была преобразована, Сестричество Святой Клэр было включено в Общество. Его члены все еще сохраняют роль целителей, хотя некоторые, в конце концов, стремятся к более активной жизни.
Иерархия
Несмотря на свое происхождение, Общество Леопольда, строго говоря, не является жреческой организацией. Его членам уже больше не нужно быть священниками или монахами, но посвящение в Общество равносильно принятию незначительных простых обетов. Общество рассматривает всех своих членов как инквизиторов; несмотря на то, что они не связаны с официальным духовенством или монашескими обетами, они по-прежнему являются частью религиозной общины, вместе с соответствующими обязанностями и преимуществами. Ношение «Римских воротников» или другой церковной одежды не обязательно. Несмотря на то, что Общество разрешает членам носить такую одежду внутри границ земель Общества, священнические обличия слишком опознаваемы на публике, и даже те, кто являются членами общепринятых церковных орденов, зачастую одеваются в «гражданскую» одежду.
После полного вступления в Общество Леопольда инквизитору присуждается звание Терциарий. Это самый низкий, наиболее распространенный уровень членства в Обществе. Терциариям позволяется вступать в любой Ценакулум Общества, и они имеют временный доступ к библиотеке Общества в Риме. Терциарии не должны быть полностью занятыми «охотой на ведьм», им разрешено заниматься любыми профессиональными и даже светскими делами, интересующими их. К ним не предъявляется никаких формальных требований, но после участия в любой охоте на ведьм они должны соблюдать правила Общества.
Инквизиторы обычно работают в небольших группах именуемых «Ценакле». Это термин происходит от «Ценакулум» (множественное число: Ценакула) – в Обществе Леопольда эквивалент дома приходского священника или монастыря, где инквизиторы живут и работают вместе каждый день. Ценакле различаются по возрасту и организации, они могут быть неофициальным объединением Инквизиторов в одном большом городе или официально управляемым маленьким монастырем в старом городке. Роли руководителя также отличается от Ценакле к Ценакле. Некоторые из них более демократичные в манере поведения, со всеми в Ценакле поддерживают одинаковые отношения, в то время как другие придерживаются единоличного авторитарного стиля руководства.
Опытному инквизитору может быть присвоена почетная должность Советник. Советники очень уважаемы в Обществе. Они, возможно, участвовали во множестве охот на ведьм, или были ответственны за уничтожение чрезвычайно ужасных врагов Инквизиции, или продемонстрировали острую проницательность в различных кризисных ситуациях. Советники известны своим опытом и мудростью, синоды Советников часто собирается в случае необходимости обсудить вопросы, имеющие большое значение для организации. К тому же некоторые из них дают советы инквизиторам, вовлеченным в трудную охоту на ведьм. Звание Советника назначается Настоятелем провинции Общества, и отражает раннюю более определенную иерархию; в то время как Советники более уважаемы, чем Терциарии, они не имеют какой-либо особенной власти над ними.
Следующий уровень должностей – это Аббат, лицо ответственное за конкретный Ценакулум. Настоятели провинций обычно единолично выбирают Аббата; хотя Ценакулум может выдвинуть одного из своих членов на руководящую должность, однако он должен быть утвержден Настоятелем провинции, который имеет право назначить кого-нибудь другого, как изнутри, так и извне Ценакулума. Хотя обычно если Ценакулум надежен, то Настоятель провинции признает результат выборов Ценакулума.
Некоторые инквизиторы получают еще более ответственную должность: Цензор. Цензоры наблюдают за деятельностью Инквизиции и заботятся о том, чтобы инквизиторы не были испорчены своими взаимоотношениями с Адом. Когда инквизитор подозревается в преступлении, он считается в положении Сертиорари: он должен сдать все свои документы (включая личные дневники и финансы) Цензору, который тщательно допрашивает его коллег и друзей.
Некоторые Цензоры демонстрируют такое же рвение в своих действиях, как и самые ранние инквизиторы: некоторые из тех инквизиторов, кто был отлучен от Общества, были во всем остальном популярны и эффективны, и такие обвинительные решения Цензоров сомнительны. Однако никто не осмелился публично возражать Цензору, чтобы также не привлечь к себе их бдительного внимания. Генерал-Инквизитор дарует звание и полномочия Цензора, но Канцелярия Цензоров – независимая служба внутри Общества, руководящая деятельностью Цензоров.
Определенные инквизиторы, обычно те, кто доказал свою успешность как Аббаты, получают властные полномочия. Такие инквизиторы, выбранные Генерал-Инквизиторм, называются Настоятелями провинции. Настоятели провинций контролируют и координируют деятельность Общества в пределах своей географической юрисдикции. Размер юрисдикции может регулярно меняться в зависимости от плотности населения, географических размеров и, откровенно говоря, политического веса Настоятеля провинции.
Настоятели провинций встречаются для ежегодного Совета, чтобы обсудить события предыдущего года и провести планирование на следующий год. Местоположение для такого Совета меняется ежегодно, но оно всегда проходит недалеко от одного из старых и больших Ценакул. Кроме того, раз в десятилетие, в Риме собирается Великий Совет. В то время как Настоятели Провинций председательствуют, все члены Общества Леопольда приглашены на него. На Великий Совет приглашаются даже известные охотники на ведьм вне Общества, при их четком понимании, что они – «наблюдатели».
Немногие руководители уровня Настоятеля провинции или выше остаются активно вовлеченными в охоту на ведьм. Они могут не отказывать себе в некоторой преподавательской или научной деятельности, но они предпочитаю роль наставников, советников или руководителей, нежели воинов. Обычно Настоятели провинций имеют корпус советников, который может включать в себя любого, кого выберет Настоятель провинции.
Лидером всего Общества является Генерал-Инквизитор, который обладает абсолютной пожизненной властью в Обществе. Кандидатов выбирают и избирают Настоятели провинций и обычно избирают из своих рядов. Наряду с тем, что существовало две женщины Генерал-Инквизитора, до сих пор не был избран Генерал-Инквизитор – мирянин; это ограничение изменится со временем. Это не тайна, что Генерал-Инквизитор имеет личный «кабинет», члены которого в целом не известны Обществу.
Текущий Генерал-Инквизитор – Монсесеньер Амелио Карпаччо, в основном уважаем, и вызывает восхищение у других членов Общества. Новые инквизиторы, конечно, жаждут чтобы «новая кровь» взяла бразды правления в свои руки, но маловероятно, что какая-либо возможная замена сможет отличаться настолько, что сможет удовлетворить их.
Современные процедуры
Процедуры современной Инквизиции неизбежно несколько изменились по сравнению с их средневековыми процедурами. Они проводятся в строжайшей тайне, скрытно от неверующей общественности. Кроме того, подозреваемый больше не предстает перед церковным судом и не судится на длительном процессе.
Современные процедуры имеют большее отношение к современной детективной работе, чем к средневековой юриспруденции. Зачастую только незначительная улика может предупредить Общество о возможности нахождения по соседству сверхъестественного существа: необычный газетный рассказ или полицейское дело, тревожные слухи на городских улицах. Глаза Инквизиции повсюду; осмотрительные инквизиторы ищут связей с полицией и СМИ.
Немногие инквизиторы понимают, что множество слухов умышленно адресовываются им другими сверхнатуралами, использующими Общество как опосредованное средство мести. Сородичи чрезвычайно опытны в таких интригах, и слишком часто Общество остается несведущим о своем марионеточном существовании.
Когда слухи привлекают внимание Ценакле, должно быть начато какое-то расследование. Ценакле изучает архивы и библиотеки, опрашивает местных жителей, и использует любые другие возможные средства, чтобы проверить слухи. Некоторые случаи проще других. Местность, где подозревается обитание оборотней, тщательно изучается издалека, а места, населенные духами, посещаются без каких-либо проблем. Конечно, кажущаяся легкость, с которой дело может быть расследовано, часто вводит в заблуждение.
Когда Ценакле удостоверяется в том, что их подозрение о дьявольской деятельности оправдались, тогда назначается аутодафе («акт веры»): цель официально обозначается в документах Общества, и охота начинается всерьез. Ценакле рассматривает методы разрешения ситуации, и действует любым способом, необходимым, чтобы исполнить предназначенное наказание. В некоторых случаях требуется экзорцизм; в других случаях соответствующим считается прямое столкновение. Если Ценакле ощущает, что оно не готово справиться со специфической ситуацией, тогда они обращаются к Настоятелю провинции за помощью, который может направить еще одну Ценакле к месту действия.
Аутодафе считается действующим до тех пор, пока с существом не будет покончено. Оно не имеет срока давности и не прекращается с истечением срока. Аутодафе может длиться годами, даже после истечения срока жизни инквизитора, который назначил ее. Одно аутодафе, назначенное против подозреваемого в вампиризме в Афинах, действует с 1847 г.